Аптека
- абонент компьютерной фармацевтической сети
Бурное развитие компьютерной техники приводит к тому, что
компьютерные системы выходят за рамки одного предприятия. Компьютер становится
"окном в мир", обеспечивая выход в глобальные информационные
сети. Для специалистов аптек появляется возможность на экране своего компьютера
просмотреть предложения поставщиков, подготовить заказ товара и передать
его средствами компьютерной связи (так называемый "электронный заказ").
Какие технические средства необходимы для обеспечения связи с удаленными
абонентами? Абонентом какой сети может стать аптека? На эти вопросы мы
постараемся ответить в настоящей статье.
Сети подразделяются на:
- локальные - связывают между собой компьютеры одного предприятия;
- корпоративные - объединяют несколько локальных сетей, например, компьютеры
центрального офиса фирмы и ее филиала;
- глобальные - как следует из названия, связывают множество пользователей
(отдельных компьютеров, корпоративных сетей) и охватывают значительные
территории.
Типичный пример глобальной сети - Internet.
Основное назначение компьютерной сети - организовать доступ пользователей
с рабочих мест к общим информационным ресурсам. Информация, представленная
в компьютерных сетях для фармации, носит коммерческий (предложения поставщиков)
либо справочно-информационный (сведения о ЛС, их наличии и т.д.) характер.
Продажи, основанные на личных контактах, традиционно занимают значительное
место в фармацевтическом бизнесе. По вполне понятным причинам многие фирмы
не хотят упускать из-под контроля процесс выбора аптекой того или иного
поставщика. Если же товар выбирается по компьютеру, все продавцы автоматически
уравниваются в правах и решающим фактором в пользу того или иного товара
оказывается его цена.
Многие крупные поставщики организуют собственные каналы связи, объединяя
вокруг себя аптеки, ЛПУ. В нашем городе сегодня функционируют системы
удаленного доступа как отдельных поставщиков, так и сети, эффективная
работа которых прямо зависит от численности их абонентов. Наличие конкуренции
на рынке информационных технологий обеспечивает участникам сетей доступность
абонентской платы , но усложняет выбор: какую сеть предпочесть?
И здесь, как показывает опыт Москвы, в самой невыгодной ситуации оказывается
аптека: работа в пяти - шести разнообразных информационных системах ,
каждая из которых охватывает какой-то сегмент рынка, имеет свою идеологию
построения, дизайна и т.д., приводят к большим потерям времени, ошибкам.
Для аптеки наиболее интересна та сеть, которая предоставляет максимум
информации и сервиса при оптимальной стоимости упомянутых услуг. В данной
статье речь не идет о глобальных сетях типа Internet, хотя ряд фармацевтических
фирм использует ресурсы Internet(а) для размещения там своей информации.
Выход в Internet требует от абонентов сети (в нашем случае - аптек) высокой
технической базы и определенных навыков работы с Internet(ом) вообще,
чем на сегодняшний день не может похвалиться средняя петербургская аптека.
Поэтому, не отрицая такого технического решения в будущем, остановимся
на функционировании "отдельно взятой" сети, организованной на
фармацевтическом рынке Петербурга.
Как может быть организована подобная сеть?
Фирма, обеспечивающая техническую поддержку проекта, выделяет сервер -
центральный компьютер, способный одновременно работать со многими пользователями
(отдельными компьютерами, локальными сетями). Информация, хранящаяся на
сервере, доступна каждому участнику сети.
Поставщики отправляют на центральный сервер свои прайс-листы (в установленном
формате данных), аптеки "снимают" эту информацию с сервера,
просматривают предложения поставщиков, формируют заказ и пересылают его
на сервер, откуда последний адресуется указанному поставщику. Обновление
прайс-листов регулируется каждой фирмой-поставщиком, получение сводного
прайса (по всем поставщикам) и отправка сформированного заказа инициируются
аптекой.
Сервер является своего рода мозгом описываемой системы и выполняет важные
функции, ряд их которых остается для пользователя как бы "за кадром":
- хранение объединенной базы данных;
- распределение и организация информационных потоков;
- администрирование - контроль отправленных заказов;
- унификация данных для информационного обмена.
Каждому наименованию товара присваивается внутренний код системы, благодаря
которому все многообразие написаний, скажем, одного препарата в прайсах
различных поставщиков однозначно распознается на всех этапах обработки
информации.
- обработка базы данных, формирование аналитических отчетов.
Обычно при описании систем удаленного доступа используется специфическая
терминология. Остановимся лишь на нескольких понятиях. Информационный
обмен в рамках удаленного доступа может осуществляться в режимах:
режим on-line - позволяет непосредственно работать с базой данных сервера
в режиме диалога и осуществлять непрерывный обмен информацией. Эта технология
применяется только по "жизненным показаниям" в силу своей высокой
стоимости.
- в режиме off-line данные передаются порциями, периодически:
во время сеанса связи на компьютер пользователя (аптеки) перекачивается
определенный объем информации. Дальнейшая работа с полученными данными
продолжается после отключения от центрального узла. Способ сравнительно
недорог и полностью удовлетворяет запросы пользователей сетей различного
назначения.
Чтобы стать абонентом сети, аптеке необходимо иметь:
- компьютер (486 и выше);
- модем;
- свободную телефонную линию;
- программный модуль.
Модем - это устройство, позволяющее передавать компьютерную информацию
по телефонным каналам. Скорость передачи данных по модему непосредственно
связана с его ценой. Однако экономить на таком показателе не стоит: чем
быстрее произойдет обмен информацией, тем меньше вероятность возникновения
сбоев и ошибок, учитывая состояние наших телефонных линий. Более подробную
информацию Вы сможете получить в любой фирме, предлагающей компьютерную
технику. Мы приводим названия некоторых производителей: ZyXEL, IDC, Motorola,
U.S. Robotics. Став абонентом сети, выполнив все организационные формальности,
аптека получает на своем компьютере некий программный модуль с набором
функций, который является инструментом информационного обмена: просмотр
прайса поставщика, подготовка заказа, автодозвон. Этот модуль может быть
реализован в среде MS-DOS или Windows.
Система MS-DOS является оптимальным решением для недорогих моделей компьютеров
(процессоры 386, 486).
Windows-реализация требует больших компьютерных ресурсов, предлагая взамен
традиционные "окна" на экране и "мышь" в руке.
Выбор MS-DOS - Windows - вопрос скорее личных пристрастий нежели показатель
жизнеспособности программы. При этом следует помнить, что главными критериями
выбора системы, а следовательно и сети, остаются информационная и функциональная
наполненность, а не дизайн экрана.
Функциональные возможности программы определяют удобство общения с ней.
Обычно полученная информация выводится на экран пользователя с различными
вариантами сортировки. Например, если аптека хочет оформить заказ конкретному
поставщику, предоставляется соответствующий раздел базы данных. Если же
критерием выбора является препарат, то на экран выводится сводный прайс
всех поставщиков. Такой режим наиболее нагляден и удобен для анализа,
поскольку показывает все поступления данного ЛС в порядке возрастания
оптовых цен. Вряд ли стоит убеждать, насколько данный способ получения
и организации данных удобен по сравнению с "ручной обработкой"
факсовых рулонов, штудирования периодических изданий, а подчас и общения
с менеджерами по продажам.
Аптеке остается только выбрать нужную позицию на экране и ввести количество
товара. Запись заказа производится автоматически, его можно корректировать
и в дальнейшем - после отправки - извлекать из архива.
Очень важно, чтобы программа позволяла выбирать товар независимо от того,
какая фирма его предлагает, и пересылать за один сеанс связи все заказы
одновременно. Эти преимущества позволяют свести к минимуму время обработки
коммерческих предложений, создают необходимый комфорт, а главное - выводят
Ваш бизнес на качественно новый уровень.
Справка.
Компьютерная сеть, разработанная и обслуживаемая фирмой "Росби Информ
Ко", функционирует в С.-Петербурге второй год и объединяет более
70 участников. Подробную информацию об условиях вхождения в Региональную
информационную компьютерную сеть фармации С.-Петербурга и Северо-Запада
и необходимые консультации Вы можете получить у специалистов фирмы.
ФАРМэкспресс N 10 - 97
Н.Нестерова
|